Главная » 2018 » Сентябрь » 16 » Расширенный поток
02:06
Расширенный поток
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и председатель правления BASF Юрген Хамбрехт подписали меморандум о взаимопонимании в отношении проекта строительства газопровода South Stream из России в Европу по дну Черного моря. Документ предусматривает возможность вхождения BASF в South Stream. По словам вице-премьера Игоря Сечина, Wintershall, дочерняя компания BASF, получит 15% в проекте. Точный объем необходимых инвестиций определит ТЭО, «но оценочно, очень предварительно можно говорить, что речь идет о 2 млрд евро», сказал он.

«Доля в „Южном потоке” обеспечит дополнительные объемы газа для нашего торгового дома – компании WIEE (Wintershall Erdgas Handelshaus AG), которая сможет расширить свое присутствие в Болгарии и Румынии и заняться освоением новых рынков в Юго-Восточной Европе», – заявил председатель правления Wintershall Райнер Зеле.

Напомним, что South Stream должен быть проложен по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее он разделится на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. «Газпром» и итальянская Eni в 2008 году учредили на паритетных началах компанию-оператора морского участка South Stream AG. В июне 2010 года «Газпром», Eni и французская EDF подписали меморандум, который предполагает вхождение французской компании в South Stream. Доля EDF составит не менее 10%. Стоимость проекта оценивается в 15,5 млрд евро.

Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода, рассчитанной на транспортировку 15,7 млрд кубометров газа в год, запланирован на конец 2015 года. В последующем предусмотрен ежегодный ввод в эксплуатацию по одной дополнительной нитке с выходом на полную мощность в 63 млрд кубометров газа в год в 2018 году.

В настоящее время «Газпром» готовит сводное ТЭО проекта и разрабатывает технические решения, необходимые для начала строительства. Результаты этой работы позволят приступить к практической реализации проекта в 2013 году. «Южный поток» призван снизить зависимость поставщиков и покупателей от стран-транзитеров, в первую очередь от Украины.

Расширение числа участников проекта South Stream усиливает лоббистские возможности и увеличивает реализуемость проекта. Однако до сих пор «Газпром» не намерен снижать свою долю в проекте ниже контрольной. «Это необходимо для того, чтобы непосредственно контролировать поставки газа, – говорит Александр Еремин, аналитик ИК „Финам”. – „Южный поток” фактически национальный российский проект, да еще и с политической подоплекой. Недопустимо, чтобы контроль был не у России».

«Проект стратегически важен. Кроме „Газпрома”, остальные участники – европейцы и не добытчики. Совершенно логично, что производитель любыми путями оставляет за собой право контроля, кроме этого, исключается даже теоретическая возможность европейцам договориться между собой на предмет какого-либо ценового давления на производителя», – соглашается руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов.

Ведущий эксперт Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский также считает, что именно в связи с тем, что позиции «Южного потока» в Европе укрепляются, «Газпром» намерен сохранить контроль над трубой. «Если „Южный поток” получит поддержку Евросоюза и будет признан приоритетным, то его можно будет реализовать, сохранив контроль над трубопроводом. В ином варианте „Газпром” рискует получить те же транзитные проблемы, от которых „Южный поток” и должен избавить российскую компанию», – говорит аналитик.

Тем не менее в последние недели появились слухи, что Россия якобы готова отказаться от строительства подводной части газопровода, а взамен построить на черноморском побережье завод по сжижению природного газа. «В принципе с политической точки зрения неважно, как газ будет преодолевать Черное море – по трубе или танкером. Важно, чтобы Россия контролировала сам трафик. Так что слухи могут иметь на то основания», – считает Александр Еремин.

Впрочем, напоминает Сергей Воскресенский, что касается возможного отказа от проекта, то эти заявления были сделаны в преддверии переговоров РФ и Турции, которая согласилась предоставить свои территориальные воды для South Stream. «Однако Турция намерена извлечь максимальную выгоду из этого. В частности, Анкара рассчитывает на уступки со стороны „Газпрома” в газовом вопросе – поставки и цена, а также намерена с участием российских компаний реализовать проект нефтепровода Самсун–Джейхан, который может быть заполнен в том числе и российской нефтью. Не исключено, что заявления о возможном отказе от „Южного потока” были сделаны в целях несколько умерить аппетиты Турции», – полагает аналитик.

Просмотров: 202 | Добавил: kiedese1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0