Главная » 2015 » Сентябрь » 12 » Шельф оставили своим
07:24
Шельф оставили своим

Доступ частных инвесторов к российскому шельфу остается под вопросом. Подготовленная Минприроды госпрограмма на вчерашнем совещании правительства в Новом Уренгое утверждена не была, зато “Роснефти” и “Газпрому” удалось убедить премьера Дмитрия Медведева, что, кроме них, осваивать шельф больше некому. “Роснефть” сняла конфликт с правительством, срочным порядком пойдя на ряд уступок, а газовые месторождения были признаны особым случаем, пишет “Коммерсантъ”.

Вчера в Новом Уренгое состоялось правительственное совещание по шельфу, на котором чиновники должны были обсудить принципы его освоения и допуск государственных и частных компаний к офшорным проектам, выработав по указанию президента Владимира Путина единую позицию. Совещание проходило в закрытом режиме и, по словам одного из его участников, идеи Минприроды критиковал президент “Роснефти” Игорь Сечин. О его приезде в Новый Уренгой чиновники Белого дома в кулуарах говорили, что “это не Сечин приехал, а премьер его вызвал”.

Но острого конфликта удалось избежать. Еще в начале совещания министр природных ресурсов Сергей Донской объявил, что буквально днем правительство получило письмо, в котором “Роснефть” сообщила о согласии с предлагаемыми условиями разработки шельфа. Таким образом, госкомпания заявила о своей готовности увеличить объемы и снизить сроки геологоразведки до требуемых Минприроды. В результате риторика чиновников по итогам совещания была весьма лояльной по отношению к “Роснефти” и “Газпрому”.

По словам вышедшего первым к журналистам профильного вице-премьера Аркадия Дворковича, с учетом сделанных нефтекомпанией корректировок правительство больше не видит проблем с выдачей лицензий “Роснефти” и “Газпрому” (госкомпании претендуют на 12 и 17 участков соответственно). По словам высокопоставленного источника в Белом доме, у чиновников “просто не было выбора”: предложения о лицензиях, поданные “Роснефтью” и “Газпромом”, теперь соответствуют критериям, а других “фактически нет”. Газовая монополия вообще оказалась в особом положении: Аркадий Дворкович сообщил, что правительство будет применять разный порядок лицензирования и разные требования к нефтяникам и газовикам, работающим на российском шельфе. Вице-премьер пояснил, что такой подход связан с различной ситуацией на рынках газа и на рынках нефти, в частности по соотношению прироста запасов и объемов годовой добычи. “Развитие газовых месторождений определяется спросом (сейчас продажи “Газпрома” падают.— ред.)”, а вот запасы нефти “однозначно нужно наращивать”, добавил вице-премьер.

Игорь Сечин и глава “Газпрома” Алексей Миллер не скрывали своего удовлетворения. Президент “Роснефти” пояснил, что доложил премьеру о ходе реализации проектов, и признал необходимость “ускорить работу на шельфе”. “При этом у нас есть финансовые источники для этого, в том числе и у наших партнеров”,— сказал Игорь Сечин. Никаких проблем с тем, чтобы на шельфе работали частные компании, он больше не видит (до сих пор “Роснефть” и “Газпром” консолидированно выступали против допуска частников на шельф). Правда, по словам господина Сечина, “Роснефть” в течение десяти лет планирует вложить в офшорные проекты более 1,2 трлн руб. “А кто еще может пойти на такие затраты?” — подчеркнул он.

Один такой желающий стоял буквально рядом. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов (еще до начала совещания он пообещал вложить в шельфовые проекты до 2021 года 325 млрд руб.) в очередной раз повторил, что его компания заинтересована в российском шельфе и рассчитывает на сотрудничество с госкомпаниями по офшорным проектам. Однако на прорыв в Арктику ЛУКОЙЛ уже не надеется. “Наш приоритет — Каспийский регион”,— пояснил господин Алекперов. По его словам, правительство поддержало предоставление ЛУКОЙЛу льгот для разрабатываемых им месторождений на Северном Каспии по аналогии с шельфовыми месторождениями второй категории в рамках распоряжения правительства N 443-р.

Глава “Газпрома” Алексей Миллер, в отличие от Игоря Сечина, по итогам совещания не счел нужным даже немного смягчить свою позицию в отношении допуска частников на шельф. “Мы не видим ответа на вопрос, зачем это делать. Проблем для газовой отрасли в этом не существует”,— сказал он, не приведя доводов в пользу своей позиции. “Газпром” “не видит необходимости в расширении субъектного состава пользователей участков недр континентального шельфа с точки зрения обеспечения надежного функционирования единой системы газоснабжения (ЕСГ)”, пояснили в монополии, не уточнив, каким образом осуществление геологоразведки на шельфе частными компаниями может повлиять на функционирование ЕСГ.

Более того, господин Миллер прямо выступил против предложенной Минприроды системы, при которой госкомпании должны возвращать неинтересные им участки шельфа в нераспределенный фонд. “Газпром” “не собирается сдавать малоинтересные участки шельфа” и “эту работу никому не отдаст”, так как “все свои проекты может реализовать самостоятельно”, заверил Алексей Миллер. Он пояснил, что “Газпром” будет работать в рамках уже принятой программы, по которой к 2030 году запасы монополии на шельфе достигнут 11 трлн куб. м газа, а добыча — около 210 млрд куб. м газа в год.

Господин Дворкович с этим не спорил, подтверждая, что “Газпром” может в ближайшее время получить все интересные ему лицензии на шельфе. “Каких-то серьезных проблем мы здесь не видим”,— пояснил вице-премьер. Источник в правительстве добавил, что частные компании просто не претендуют на шельфовые месторождения газа. Даже теоретически они могли бы заинтересовать только крупнейшего в России независимого производителя газа — НОВАТЭК. Но там говорят, что ресурсной базы компании хватит до 2020 года, геологоразведочные работы на шельфе стоят дорого, а основные инвестиции НОВАТЭКа сейчас идут на “Ямал СПГ”, поэтому в среднесрочной перспективе независимому производителю шельф неинтересен.

Таким образом, единственное, что стало очевидным после совещания,— правительство смирилось с тем, что 80% ресурсов российского шельфа получат “Роснефть” и “Газпром”. Все идеи Минприроды в отношении либерализации доступа к шельфу не отвергнуты прямо, но отправлены на очередной круг согласований. В частности, премьер поручил правительству проработать “механизм возврата лицензий в нераспределенный фонд” и принцип работы на шельфе “частных национальных компаний”. Аркадий Дворкович отметил, что правительство обсуждает “различные варианты” реализации нераспределенных участков, в том числе и на аукционах, по итогам которых будут выдаваться лицензии либо формироваться консорциумы с участием государственных и частных компаний. Зарубежные компании не смогут получить лицензии на нераспределенные участки шельфа.

Правительство не спешит с принятием госпрограммы, поскольку потребности в шельфовых газе и нефти в России пока нет: так, добыча нефти до 2020 года будет только расти ежегодно на 0,5-1%, при этом еще существуют незадействованные ресурсы на суше, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Но он полагает, что госпрограмма будет принята в течение года — в первую очередь потому, что у “Роснефти” в противном случае могут возникнуть проблемы с реализацией соглашений о совместной разработке шельфа с иностранными партнерами.

Просмотров: 288 | Добавил: kiedese1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0